Центральная городская площадь появилась вместе с рождением Тамбовской крепости в 1636 году как открытое пространство около заложенного тогда и построенного деревянного Спасо-Преображенского собора.
На протяжении более трех с половиной веков она меняла название, размер и облик, утрачивала и вновь обретала представительские функции. Однако ни время, ни события, ни люди не были властны в том, чтобы изменить ее значение – всегда оставаться историческим центром города, наделенным сакральным смыслом и овеянным воинской историей. Именно отсюда тамбовские воины отправлялись защищать и утверждать Отечество: во время нападения кочевников,
В архиве пока не найден документ, свидетельствующий о том, когда именно центральная площадь получила имя Соборной. В конце XVIII века она называлась Наместнической или
С 1914 года, со времени прославления святителя Питирима, площадь одно время называлась Питиримовской, а после революции, в 1918 году, получила имя
В разное время на площади существовало три разных собора: в 1636 году был построен первый деревянный; в 1683–1684 годах – второй деревянный; в 1694 году святитель Питирим заложил третий по счету – каменный. Последний из них был достроен лишь спустя почти 100 лет (сохранился до сих пор). Строительство каменного собора было приостановлено, потому что все церковные средства тогда, во время
Любопытный проект площади существовал в период, когда Тамбовское наместничество возглавлял
После окончания русско-турецких войн и
Идея возведения каменной колокольни, вместо деревянной, пришедшей в ветхость, возникла в 1809 году. Тогда в губернии начался сбор средств на ее строительство, значительная часть которых поступила из города Козлова – от прихожан Ильинской церкви. Судя по высокому художественному качеству, проект колокольни, хорошо выверенной по пропорциям, выполнял опытный зодчий, – возможно, губернский архитектор Николай Урюпин, который получил образование в школе Каменного приказа в Москве, а позже работал в мастерских известнейших архитекторов – сначала
Строительство соборной колокольни в
Большой объем работ по благоустройству центра Тамбова, прежде всего Соборной площади, был проведен при губернаторе
Однако самое значительное благоустройство площади было проведено во время подготовки к прославлению святителя Питирима, которое состоялось 10 августа (по новому стилю) 1914 года. Тогда был отремонтирован Спасо-Преображенский собор, около него построена часовня, а сама площадь заасфальтирована. Все эти работы были осуществлены на личные средства благотворительницы А.Н. Нарышкиной, которая выделила на них более 50 тысяч рублей.
После установления советской власти, согласно декрету
В 1920-х годах площадь оставалась единственной обустроенной в Тамбове, поэтому была главным местом проведения общественно-политических мероприятий – собраний, митингов, комсомольских празднеств, выступлений агитбригады и агиттеатра. На площади в ту пору проводились антирелигиозные костюмированные представления – «антирождество», «антикрещение», «антипасха». Она была и главным местом празднования Международного юношеского дня (МЮД), который каждый год отмечался 2 сентября. В тот день на площади проходил парад пионерских, комсомольских и профсоюзных молодежных организаций, школьников и воспитанников детских домов.
Год 1929 совпал с разрушительным наступлением государства на Церковь, на религиозность народа. Стали закрывать и сносить храмы, а наиболее обширные из них подвергать «музеефикации». В 1930 году кафедральный Спасо-Преображенский собор был передан музею, получившему статус краеведческого. Первой музейной экспозицией в нем стала «антирелигиозная» выставка. В том же году была разобрана соборная колокольня.
В 1930–1936 годах во время первомайских и октябрьских праздников на площадь собирались колонны демонстрантов на митинги: по улицам шли маршем пожарные, войска местного гарнизона, эскадроны кавалеристов и бронетехника, коллективы трудящихся. С высокого берега Цны устраивали салют из шестидюймовых пушек в сторону пригородного села Дворики.
Массовые мероприятия на Октябрьской площади продолжались до тех пор, пока в 1937 году для них не было организовано другое место – рядом со зданием театра (бывшего Дворянского собрания), где в 1931 году снесли церковь архидьякона Стефана (Уткинская) с часовней. Для наполнения этого пространства новым смыслом здесь возвели первый в городе памятник Ленину, а сама площадь получила название Ленинской. Октябрьская площадь лишилась статуса главной в городе.
После смерти
Появление типовой пятиэтажки на Октябрьской площади явилось последним шагом на пути к принижению ее исторического значения, стиранию индивидуальности и превращению в обычный жилой квартал.
Однако никакие объективные или субъективные факторы, ведущие к переименованию центральной площади Тамбова и стиранию ее представительного внешнего облика, не могли лишить это пространство своего исконного смысла и значения. Любое обращение к начальным страницам города и дальнейшим важнейшим событиям неизбежно воскрешали историческую память.
В 1970 году началось возрождение исторической площади Тамбова. К 25-летию Великой Победы в ее центре был открыт монумент «Вечная Слава». Для придания памятнику и самой площади значения священного места, из городов-героев на нее привезли землю и зажгли Вечный огонь. Строители, возможно, не подразумевали, что монумент был поставлен на месте часовни, возведенной к канонизации святителя Питирима (1914). Октябрьская площадь обрела новый облик, а вместе с ним и новый смысл.
Сегодня Соборной площади вернули одно из дореволюционных названий, наиболее точно соответствующих ее смыслу и значению. В 1992 году кафедральный Спасо-Преображенский собор возвратили Церкви. В 2011 году возникла идея восстановить соборную колокольню как памятник Отечественной войне 1812 года на ее историческом месте. Для этого близ собора провели археологические раскопки, в результате которых были обнаружены фундамент каменной колокольни XIX века, фрагмент основания второго деревянного соборного храма и захоронения около него, а также часть изразцового декора печей 1680-х годов. На старом фундаменте колокольни началось строительство нового здания.
Глядя на образ исторической площади города Тамбова, создается впечатление, что почти четыре века на ней шла борьба идей, выраженных на языке архитектурных и градостроительных форм. Если в XVII веке площадь, являвшаяся территорией кремля, была своего рода пространственной иконой святого города, в XVIII столетии должна была стать символом российской государственности, то в первые десятилетия советской власти мыслилась образом революции, а после 1970 года – носительницей памяти о Великой Победе. Однако чем больше следов движения времени (примет времени разных эпох) она сохранит, тем большей культурной ценностью будет обладать.