Восстановленная история села Курдюки
Наши дни
Территориальная принадлежность
Деревня Курдюки, Инжавинский муниципальный округ, Тамбовская область. Входит в Землянский сельсовет.
Местонахождение
Координаты: 52°30′23″ с. ш. 42°14′53″ в. д.
Расположена на реке Мокрая Панда, приблизительно в 25 км к северо-западу от районного центра — посёлка Инжавино.
Улицы в деревне Курдюки
- улица Веселая
- улица Курдюковская
- улица Привольная
- улица Школьная
Достопримечательности
В деревне есть храм Казанской иконы Божией Матери. Он возведён в 1897 году и признан памятником архитектуры.
Приблизительно в 5 км к юго-западу от деревни Курдюки, в балке Павлова Яруга, есть почитаемый родник.
Население деревни Курдюки
На 1 октября 2024 численность населения деревни Курдюки составляет 75 человек, в том числе детей в возрасте до 6 лет - 2 человека, подростков (школьников) в возрасте от 7 до 17 лет - 4 человека, молодежи от 18 до 29 лет - 9 человек, взрослых в возрасте от 30 до 60 лет - 35 человек, пожилых людей от 60 лет - 22 человека, а долгожителей деревни Курдюки старше 80 лет - 4 человека. Источник
Природные комплексы
Село Курдюки располагается в лесостепной природной зоне. Большая часть территории распахана, то есть относится к антропогенному ландшафту. Неудобные для хозяйственной деятельности человека территории, как правило, балки и прилегающие к ним плакорные участки, заняты степными участками и байрачными дубравами. На территории Тамбовской области выделяют степи южного и северного типа. Для окрестностей села характерны степи южного типа. Степи южного типа характеризуются недостаточным увлажнением и умеренным количеством тепла в среднегодовом исчислении. На черноземах развита степная растительность представленная, в основном, злаками, тысячелистником обыкновенным и благородным, некоторыми видами полыней, пижмой, икотником седоватым. Дубравы располагаются, в основном, на склонах балок южной экспозиции. Эти склоны с тощими почвами хорошо прогреваются в осенне – летний период. Поэтому здесь микроклиматические условия способствуют произрастанию дуба и сопутствующей ему растительности. Данные природные комплексы относятся к зональным биогеоценозам. Кроме зональных выделяются азональные природные комплексы: болота, луга, реки, озера. Озер естественного происхождения на территории села нет, но есть так называемые сажелки – искусственные гидротехнические сооружения в пойме Сырой Панды. Сажелки были вырыты в 19 веке на территории дворянских усадеб Дьяковых и Кишкиных. Берега сажелок укреплены дубовыми досками. В настоящее время эти озера заросли водной растительностью, а берега их сильно заболочены. Правобережье реки за мостом и до озера занято болотом из которого вытекает ручей. Под мостом он впадает в реку. Растительность болот и поймы реки представлена ольхой, ветлой, черемухой, тростником, камышом, осокой, ряской, сусаком болотным.
Воды
Поверхностные воды представлены рекой Сырая Панда и ее притоками. Самый крупный из них – Сухая Панда. Справа в районе села в реку впадает небольшой приток – Хмелевка и безымянный ручей из Голой яруги. К поверхностным водам относятся болота. Обширное болото расположено в пойме реки восточнее Куприяновки. Здесь же находятся сажелки – искусственные водоемы типа небольших озер. Сажелки сооружались с целью отдыха в барских усадьбах. Есть болота около Шараповки, Дубцов, Привольного и Мосоловки. Болота, аккумулируя воду, питают реку через многочисленные ручьи различной мощности. Питание болот поддерживается атмосферными осадками и родниками. Нельзя не отметить многочисленные родники по коренным берегам реки Сырая Панда. Их с полным основанием относят к памятникам природы Тамбовской области. В Курдюках есть два таких родника. Один рядом с Кавказом, другой между Курдюками и Каширкой. Этот родник является местной достопримечательностью. Колышкин родник представляет собой природный объект состоящий из трех самостоятельных источников. Наиболее известный и мощный центральный источник. От Колышкина родника открывается великолепный вид на долину Сырой Панды. Происхождение родников. Атмосферные осадки, фильтруясь через суглинки, достигают водоупорного слоя представленного опоковидным песчаником и изливаются в виде родников на дневную поверхность. Следует отметить, что вода в родниках чистая и холодная. Температура воды в них около 8 градусов. Если присмотреться к маренным суглинкам, через которые фильтруется вода, то можно увидеть, что они содержат в своем составе известняк. Известняк – осадочная горная порода светлого цвета растворимая в воде. Поэтому вода этих родников содержит некоторое количество солей известняка. Северный источник Колышкина родника аналогичен центральному. Южный представляет собой почти отвесную стену из опоковидного песчаника из которого обильно сочится вода в виде многочисленных мелких струек. Стена местами покрыта зелеными водорослями, которыми питаются дождевые черви. (Тип кольчатые черви, близкий родственник выползкам и навозным червям). Родник в пойме реки образует обширное болото с разнообразной растительностью. Ниже по течению реки в ее долину своим устьем выходит Калинов овраг. Он представляет собой древнюю балку, расположенную между Каширкой и Шаболовкой. В балке течет большой ручей, образуемый многочисленными небольшими родниками. Наиболее крупный родник расположен на правом склоне балки. Хорошо оборудован и используется окрестным населением и туристами. Подобный родник есть и в селе Осиновка он отлично оборудован, православным населением считается святым.
История
Другие названия
- Никольское, Курдюки тож
- Никольское, Купреянов посёлок тож
- Ново-Никольское
- Киприаново (Курдюки)
- Кипрiаново-Курдюки
История освоения территории села начинается с середины 17 века.
Руководитель краеведческого кружка Курдюковской школы Распопов Павел Александрович получил из центрального государственного архива древних актов Главного архивного управления при совете министров СССР ответ на свое письмо с документальными данными об истории основания села Курдюки:
Сообщаем, что древняя история села отражена в спорном деле однодворки М. М. Подъяпольской с чиновником 9 класса М. Ф. Лебедевым о владении в селе Курдюки (Фонд 1340 «Тамбовская межевая канцелярия» опись 7, дело 511). Оно содержит сведения о селе Ново-Никольском – Куприяново (Курдюки тож) за 1666 год.
«Предки моего мужа Василья Савина Подъяпольского, - Писала в своем прошении М. М. Подъяпольская, - Федор и Семен Подъяпольские быв жалованы 172 (1662) года 21 августа по 30 четвертей землею в дачах прежде бывшего Шацкого уезда Залесного стана, а ныне Кирсанского уезда села Никольского, Куприянов поселок, Курдюки тож. По указу Великого царя и Великого государя Петра Алексеевича (Федор умер, бездетен), часть дошла к брату Семену в совокупность и от сего по исходящей линии к внуку его Андреяну Прокофьеву сыну»... (Там же, листы 1 – 1 – оборот).
В 1763-64 годах, когда проходила 3 ревизия, в селе проживало 671 человек крестьян (Фонд 350 «Ландратские книги и ревизские сказки». Опись 2 дело 4121, листы 130-213). В это время оно принадлежало большому числу владельцев: солдатам лейб-гвардии Преображенского полка А. Ф. и А. Л. Подъяпольским, вахмистру С. Г. Куприянову, капитану И. Д. Сазонову, однодворцам Шераповым, Юмашевым, Шетиловым, Свиридовым и другим. В числе владельцев значится имя прапорщицы Ирины Ивановны Мерлиной, которой принадлежало 59 человек крестьян (Там же, лист 136)
Как следует из ревизской сказки, эти крестьяне ранее принадлежали канцеляристу Тамбовской дворцовой конторы Я. С. Маменеву. Между 1798 и 1763 годами он заложил их И. И. Мерлиной и не сумел выкупить в срок. (Там же).
Описание села Курдюки сохранилось в «Экономических примечаниях» к планам генерального межевания Кирсановского уезда Тамбовской губернии за 1782 – 1797 годы: «... число дворов 83, душ мужска 417, женска – 418. - ...на левой стороне оврага Голова и по обе стороны речек Сырой Панды, Хмелевки и отвершка Леснова, церковь деревянная» (фонд 1355, опись 1, дело 1590, лист 8). В это время среди владельцев села были Григорий Романович и Ефим Романович Мерлины. Д. Каширка в конце 17 века помещикам Ланским не принадлежала. Для сведения сообщаем, что архивные материалы в основном до 19 века. Источник
Штундизм выражался в массовом и стихийном возникновении в крестьянской среде кружков по изучению Библии[5][6]. Для пиетического движения, каким был штундизм, характерен акцент на личном благочестии. Русско-украинские штундисты придерживались моральных стандартов, имевших исключительную аргументативную силу. В том числе полный отказ от употребления спиртного. Трезвый образ жизни и связанное с ним увеличение благосостояния часто упоминаются в сборнике документов исследовавшего это явление православного епископа Алексия (Дородницына)[7] в качестве причины перехода в новую веру[8]. В первое время штундисты продолжали считать себя частью православной общины: посещали церковные богослужения, обращались к православным пастырям для совершения браков, крещения детей и погребения умерших. Свои собрания проводили после церковной службы, читали и обсуждали на них Новый Завет, молились и пели гимны из сборника «Приношение православным христианам». Разрыв с православием произошёл после начала преследований, нередко сопровождавшихся конфискацией духовной литературы[9]. Вследствие стихийного характера движения штундисты не имели ни общепризнанного лидера, ни централизованной организации, ни единой целостной системы богословия[10]. Например, Николай Никольский насчитал в штундизме четыре направления: «библейских христиан» или (по официальной терминологии) «великорусскую штунду», «духовных христиан» или (по официальной терминологии) «южнорусскую штунду», а также возникшую в конце 1870-х годов в Тверской губернии секту крестьянина Василия Сютаева и «штундо-баптизм»[11]. Наиболее характерными чертами штундистского движения в обличительной литературе отмечались: отрицание Священного Предания и священноначальнической иерархии, как непременной посредницы в спасении; отказ от таинств и чина церковных богослужений, от «святых угодников» и нередко — от крещения младенцев[12]. Источник
На карте Геометрическая карта Тамбовского наместничества 1791 года Курдюки именуется Никольское, Купреянов посёлок тожъ.
с 1796 по 1917 г.* - Российская Империя, Тамбовская губерния, Кирсановский уезд* - точные годы не определены, указаны годы существования административной единицы
В селе Курдюки находилось имение прапорщика Андрея Алексеевича Дьякова
В Тамбове находилась икона, которая была написана в Москве во 2-й пол. XVIII в. по заказу гр. В.П.Мусина-Пушкина как список с московской чудотворной. По преданию, иконописец, окончив работу, привез икону графу утром, когда тот был еще в постели. Ожидая в приемной, показал ее посетителям и слугам, и она всем понравилась. В это же время граф у себя в комнате произнес неуважительные слова в адрес иконы и художника, и когда вышел посмотреть на работу, то увидел на доске только подмалевок, само изображение исчезло. Граф, не веря свидетельствам посетителей и слуг, прогнал иконописца, тот по дороге домой встретил знакомого, московского присяжного А.Дьякова. В доме у Дьякова оба осмотрели икону и убедились, что изображение на ней появилось, после чего художник подарил ее Дьякову. Впоследствии сын Дьякова Андрей перевез икону в свое имение в с. Курдюки Кирсановского у. Тамбовской губ., а в 1794 г. по совету матери, которая, овдовев, стала монахиней Тамбовского девичьего Вознесенского монастыря, передал образ в эту обитель (более позднее предание добавляет, что Дьякова, не пожелавшего поначалу передавать икону, стали преследовать несчастья, в т. ч. смерть 2 малолетних сыновей, что было воспринято как наказание). Икона была торжественно принесена в монастырь в день празднования образу "Всех скорбящих радость" и с почестями встречена Тамбовским епископом Филофеем. Первоначально икона находилась в деревянной церкви, но в том же году была перенесена в новый каменный собор, где ее поставили в приделе вмц. Екатерины в местном ряду иконостаса. С устройством в 1820 г. теплой Скорбященской церкви она стала храмовым образом, однако находилась там только в зимнее время в особом киоте, справа от царских врат, на лето переносилась на прежнее место. В 1-й трети XIX в. свящ. Иониным в монастырской летописи велась запись чудес, происходивших от иконы. В 1801 г. от нее исцелилась малолетняя дочь тамбовского генерал-губернатора Д. А. Бахметева, в 1806 г. мать монастырского свящ. Иоанна Андреева, в 1811 г. и он сам, в 1809 г. надворный советник Ф.А.Смирнов, в 1814 г. лютеранка Д.Е.Колтиненская, в 1828 г. жена кирсановского казначея Н.Д.Куткина, в 1829 г. послушница монастыря Хиония Волосатова. В тех случаях, когда смерть больного была неизбежна, от иконы, принесенной к ложу умирающего, был слышен треск. Иконографически была близка к московской иконе, но не копировала ее в точности. Имела 2 серебряных оклада. 1-й, с жемчугом и камнями, от генерал-губернатора Бахметева, изготовлен в 1801 г. в благодарность за исцеление дочери, 2-й - в 1844 г. Икона не сохранилась. Источник: Сайт Древо-инфо
Впервые о деревне под названием «Курдюки, Куприянов поселок тож» упоминается в документах ревизии 1811 года. Населённый пункт был основан крепостными помещицы Дарьи Ивановны Аголиной, поручика Ивана Мерлина и Елены Говоровой.
В документах ревизской сказки 1816 года деревня фигурирует под названием «село Никольское, Курдюки тож». В ней по прежнему проживали крепостные крестьяне вышеуказанных помещиков. Население деревни составляло 79 человек, в том числе Лукьян Васильев, Максим Макаров, Евдоким Кондратьев, Борис Павлов, Иван Филиппов, Семен Никифоров, Климент Андреев и др. (Источник: ГАТО, ф. 12, оп. 76, д. 12, ч. II, л. 382-296.)
Инжавинский район был образован Указом Президиума ВС РСФСР в 1928 году. В 1935 году из него был выделен Красивский район, а в 1959 году эти районы были вновь объединены. Красивский район был образован в составе Воронежской области 18 января 1935 года. В его состав вошли Балыклейский, Екатеринопольский, Карай-Пущинский, Карай-Салтыковский, Коноплянский, Красивский, Леонтьевский, Ломовский, Марьевский, Николинский, Павловский, Сатинский, Хорошавский и Чернавский сельсоветы Инжавинского района. 27 сентября 1937 года Красивский район был передан в Тамбовскую область. 30 октября 1959 года Красивский район был упразднён, а его территория передана в Инжавинский район.
Курдюки, с.. Число жителей: мужского пола - 998, женского пола - 939. Земская ставка, земская и церковно-приходская школы, кредитное товарищество и агрономической участок. (Прим. имения не указаны) Источник: Адрес-календарь и справочная книжка Тамбовской губернии 1914 г., стр. 300-301.
Выписка из справочника XLII. Тамбовская губерния. Список населенных мест по сведениям 1862 года сообщает о типе населенного пункта - село казенное и владельческое, о 246 дворах, в которых 953 мужчин и 965 женщин. 1101. Ново-Никольское (Куприянов поселок, Курдюки), с., каз. и вл., р. Сырой Панде. Число дворов - 246. Число жителей: мужского пола - 953, женского пола - 965.
1918-1921гг Центром восстания в Кирсановском уезде стали села Рамза, Терновое, Криволучье, Трескино, Курдюки, Калугино, Паревка, Карай Салтыки, Иноковка, а также острова на озерах Чернец и Ильмень, лежащие от Вяжли до Инжавинского леса. Источник
Храм Казанской иконы Божией Матери
Архитектура храма изяшна, украшена богато резьбой, местами деревянные конструкции раскрашены разными красками. Особую прелесть храму придают ложные закомары или кокошники, обшитые узкими деревянными досками в виде веера. Мастерски выполненный подзор по окружности закомар придает кокошникам вид солнца. Этот солярный символ, а также полотенца, спускающиеся с фронтонов дают нам все основания отнести архитектуру храма к псевдорусскому стилю и к допетовскому направлению эклектики.
Трудно представить наши города и села дореволюционного времени без церквей. История поселений это и история церкви. К Курдюковскому приходу иконы Казанской Божией Матери относились и относятся деревни: Каширка, Потловка, Новопоселенная, Комаровка, Ивановка, Хмелевка. После большого пожара (1894 г.) было построено новое здание храма на месте старого. Иногда можно услышать неверное мнение о том, что оно было построено на новом месте, а старое было в юго-западной части кладбища, где сохранились гранитные валуны якобы оставшиеся от его фундамента. Однако, на старинной картине, неизвестного художника, переданной Распопову П. А. учителем немецкого языка Курдюковской школы Шараповой Ю. Я. хорошо заметно, что рядом со старым зданием церкви находится кирпичное здание зимней церкви, сохранившееся до нашего времени. Так вот, современное расположение церкви повторяет старинное местоположение храма. Кроме того если внимательно присмотреться к фундаменту современного здания церкви можно обнаружить, что он был приподнят на несколько кирпичей выше старого. На нижних кирпичах явно заметны следы пожара. На территории села в дореволюционное время было два кладбища. Одно для бедных, оно находится восточнее церкви приблизительно в 600 м от нее. Второе рядом с церковью. Здесь на могилах отпрысков известных фамилий устанавливались монументальные памятники из гранита и других прочных горных пород. В советское время эти могилы подверглись вандализму и разграблению. На снимке 2006 года директор Инжавинского детского дома Селезнев с воспитанниками восстанавливает памятник на могиле дворян Дьяковых. Их дом, как память о старой России, стоял до самой перестройки. Он был обсажен кустами сирени, как и усадьбы других господ. С левой стороны, рядом с храмом, покоится прах Дурново. С правой стороны храма похоронены священники, когда-либо служившие в церкви. Некоторое время церковь не работала и в храме хранилось колхозное зерно. Старожилы помнят, что в это время был репрессирован священник. Источник: Сайт ВГД
В 1793 году в селе построен храм, который просуществовал до 1871 года. Источник: Сайт Соборы.ру
В списке населённых мест Российской империи по сведениям 1859–1873 годов указано, что в данном населённом пункте был 1 приход данной конфессии. В издании «Волости и важнейшие селения» 1880–1886 годов упоминается 2 прихода данной конфессии
Киприаново (Курдюки).Новая деревянная церковь холодная, построена в 1897 году на средства жителей села, которые собирали с каждого по рублю в течении пяти лет. Престолов три: главный — в честь Казанской иконы Божией Матери (22 октября), придельные: правый — св. апостола Иоанна Богослова (1 ноября) и левый — св. Николая чудотворца (9 мая). Приход открыт в 1793 году. Дворов 587, д.м.п. 2556, ж.п. 2533, великороссы, земледельцы, имеют земли от 1 до 21/2 дес. на душу. Есть сектанты: молокан 1 дв., д.м.п. 1, ж.п. 1, хлыстов 8 дв., д.м.п. 14, ж.п. 15. В приходе четыре деревни: 1) Хмелевка, 106 дв., д.м.п. 440, ж.п. 472, в 2-х вер. от церкви, 2) Потловка, 5 дв., д.м.п. 14, ж.п. 16, в 3-х вер., 3) Ивановка, 91 дв., д.м.п. 379, ж.п. 384, в 5-ти вер., и 4) Каширка, 122 дв., д.м.п. 547, ж.п. 557, в 2-х вер. от церкви. Экономии: 1) г. Дьякова в селе, 2) г.г. Кишкиных и 3) г. Погульского в 2-х вер., и 4) г. Дубенского в 5-ти вер. В селе река Панда. Школы: церковно-приходская, смешанная, две школы грамоты, также смешанные и две земских школы одноклассные смешанные, законоучителю от земских школ по 50 руб. от каждой. Есть церковно-приходское попечительство. Имеется опись церковного имущества. Метрические книги с 1873 года. Церковная библиотека в 50 книг. Штат: два священника, диакон и два псаломщика. У причта земли усадебной 5 дес. 1475 кв. саж., в 2-х участках, полевой удобной 66 дес. и неудобной 2 дес. 2352 кв. саж., вся в одном месте, в 3-х вер. от церкви. Земля дает годового дохода 800 руб. Братский годовой доход 2000 руб. Причтовый капитал 2125 руб. Церковный капитал 400 руб. Приход от ст. «Иноковка» в 17 вер., Калугинской больницы в 15 вер., благочинного в 30 вер., фельдшерский пункт, базар и волостное правление в самом селе, г. Кирсанова в 40 вер. и г. Тамбова в 60 вер., ближайшая церковь с. Осиновки в 5 вер. Адрес: для корреспонденции - Курдюковское волостное правление, а для телеграмм - ст. «Иноковка». Земский начальник 7 уч., пристав 2 стана Кирсановского уезда. А.Е. Андреевский. Источник: «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии», Тамбов, 1911.
На протяжении 1920-1930-х гг. церковнослужители и прихожане церкви неоднократно подвергались арестам и ссылкам. В 1937 г. священник Алексей Владимирович Алешковский и церковный староста Кунаков Григорий Максимович были расстреляны по решению «тройки». Источник
В 1930-х годах храм был закрыт богоборцами, но в 1946 году вновь возвращен верующим. Источник: Сайт Соборы.ру
Барский дом
Из воспоминаний
Если идти от храма вниз , пройти мост налево повернуть там когда то стоял рядом барский дом в нем больница была. Поселок Шараповка назывался.Интересно про барский дом и больницу,она,кажется,двухэтажная была кирпичная.
Курдюковская основная общеобразовательная школа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КУРДЮКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" Дата регистрации 18.09.2000 Дата ликвидации 23.06.2008 Прекращение деятельности путем реорганизации в форме присоединения Юридический адрес 393310, Тамбовская область, р-н Инжавинский, с. Курдюки, ул. Школьная, д. 1 Правопреемник МОУ "ЗЕМЛЯНСКАЯ ООШ" МОУ "ЗЕМЛЯНСКАЯ ООШ" было зарегистрировано 22 декабря 2002 г. С 1 сентября 2008 года школа переименована в муниципальное общеобразовательное учреждение «Землянская основная общеобразовательная школа» с филиалами «Курдюковский» и «Ивановский» на основании постановления администрации Инжавинского района Тамбовской области № 586 от 20.08.2008г. "Курдюковский" филиал МОУ "Землянская ООШ" , 393333, Тамбовская область, Инжавинский район, с.Курдюки, ул.Курдюковская, д.31. В 2009 году филиалы «Курдюковский» и «Ивановский» были закрыты. В связи с реорганизацией Никитинской общеобразовательной школы, к МОУ «Землянская ООШ» был присоединён филиал «Никитинский». Юр. лицо было ликвидировано 14 сентября 2011 г. Причина: Прекращение деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения Правопреемник МБОУ " ИНЖАВИНСКАЯ СОШ " зарегистрировано 27 декабря 2002 г. Землянский филиал МБОУ "Инжавинская СОШ"Она построена в 1898 году. Верхняя в годы войны.
Директор: Распопов Александр Николаевич c 26.12.02
В школе работают 8 педагогов, из них 5 с высшим образованием и 3 со средним специальным. 3 учителя имеют 1 категорию, 3- II категорию, 1 учитель - Банникова Мария Александровна - отличник народного образования. В школе проводятся различные внеклассные мероприятия, посвященные знаменательным датам. С 1998 г. по 2002 год школа занимала 1 место среди основных школ района на заключительных смотрах художественной самодеятельности. Среди выпускников школы есть люди: Герои Советского Союза Максимов Николай Васильевич и Распопов Иван Егорович, художник С.И. Криволуцкий. Материал о С.И. Криволуцком подарен нашей школой Инжавинскому краеведческому музею. Заслуженные врачи РСФСР Н.И. Буковский и И.П. Шарапов, генерал-лейтенант Шарапов В.М., ученый-геолог И.П. Шарапов, балерина Л.Л. Кунакова, кандидат военных наук, бывший начальник научного отдела Генерального штаба Юмашев Михаил Викторович, преподаватель Высшего военного строительного училища в Ленинграде Ценин Николай Алексеевич и др.
Учащиеся Землянского филиала привели в порядок могилки Ветеранов Великой Отечественной войны в с. Курдюки. Памятники в с. Трескино Ветеранам Великой Отечественной войны, Борцам за Советскую власть в с. Курдюки. 2022 Источник
Известные люди
В Курдюках родились
- Иван Егорович Распопов (1918–1961) — советский военный, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1946). Гвардии капитан. Родился 15 января 1918 года в деревне Курдюки Тамбовской губернии (ныне — в Инжавинском районе Тамбовской области) в крестьянской семье. Окончил семь классов неполной средней школы в родной деревне. Трудовую деятельность начал в 1933 году в колхозе «Серп и Молот». Вскоре стал бригадиром, а в 1938 году сход колхозников избрал его председателем колхоза. В Красной Армии с декабря 1939 года. Служил в Белорусском и Закавказском военных округах красноармейцем и командиром отделения связи в 350-м гаубичном артиллерийском полку РГК. В 1943 году окончил Тбилисское артиллерийское училище. На фронте в Великую Отечественную войну с 1943 года. Воевал командиром огневого взвода и батареи на Степном, 2-м и 4-м Украинских фронтах. В боях трижды ранен. Отличился в боях 9–12 февраля 1945 года в районе села Ясеница (юго-западнее города Краков, Польша). Бойцы батареи под его командованием, действуя в составе полка, который оказался отрезанным от основных сил, за 4 суток отразили 8 контратак противника, подбили 2 танка, штурмовое орудие, уничтожили БТР с пехотой, 4 пулемётные точки и большую группу гитлеровцев. В критический моменты командир трижды поднимал бойцов в рукопашный бой. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за отвагу и геройство, проявленные в боях с немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне, старшему лейтенанту Распопову Ивану Егоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». С июля 1946 года капитан Распопов — в запасе. Жил в городе Новоград-Волынский Житомирской области. Работал начальником инкассации Госбанка, затем директором пивоваренного завода. Скончался 29 января 1961 года. Похоронен в городе Новоград-Волынский. Награждён орденами Ленина, Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией». Именем Героя названа улица в посёлке Инжавино Тамбовской области.
- Иван Прокофьевич Шарапов (24 октября 1907, село Курдюки, Тамбовская губерния — 10 августа 1996, Москва) — советский геолог, специалист по математическим методам в геологии и изучению элементов-примесей в рудах. Окончил Среднеазиатский индустриальный институт (горный факультет) в 1934. Кандидат геолого-минералогических наук (1947; тема диссертации: «Новые пути в разведке и оценке золотых россыпей»). Доктор геолого-минералогических наук (1987; тема диссертации: «Системный подход к геологии»). Одним из основных направлений научной деятельности было применение математических методов в геологии (один из основоположников «математической геологии» в СССР, читал курс математизации методики геологической разведки). В 1956–1958 годах заведовал кафедрой поисков и разведки полезных ископаемых Пермского университета. В январе 1958 года был исключён из партии за несогласие с её политикой. В феврале 1958 года арестован и осуждён на 10 лет лишения свободы и запрет на преподавательскую деятельность на 3 года. В 1958–1961 годах находился в местах заключения. Реабилитирован в сентябре 1989 года. Умер в Москве в 1996 году, похоронен на Бабушкинском кладбище.
- Владимир Максимович Шарапов (13 марта 1894 — 1 марта 1972) — советский военачальник, начальник конвойных войск НКВД СССР, начальник штаба ряда армий в Великой Отечественной войне. 14 Генерал-лейтенант (1944). Родился в селе Курдюки, ныне Инжавинского района Тамбовской области, из крестьян. В 1914–1918 годах служил в Русской императорской армии, участвовал в Первой мировой войне, прошёл путь от рядового до фельдфебеля. После Октябрьской революции примкнул к красным. В Гражданскую войну В. М. Шарапов сражался на Юго-Западном фронте, командуя стрелковым батальоном (1920–1921 гг.). В межвоенный период командовал подразделениями пограничных и конвойных войск НКВД. С марта 1939 года — начальник Главного управления конвойных войск и начальник конвойных войск НКВД СССР. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года, когда был назначен начальником штаба 29-й армии. В июне 1942 года был ранен и находился на лечении в госпитале, в августе вновь приступил к своим прежним обязанностям. С января 1944 — начальник штаба 40-й армии на 2-м Украинском фронте. В марте 1945 года убыл с фронта на лечение. В сентябре 1945 года назначен начальником Военно-строительного управления войск НКВД СССР (Спецстрой). 26 марта 1952 года уволен на пенсию. Жил в Москве. Умер в 1972 году, похоронен на Введенском кладбище (29 уч.).
- Сергей Иванович Криволуцкий (1869–1922) — художник, иконописец, педагог. Родился в селе Курдюки Кирсановского уезда (ныне Инжавинский район). Учился в Тамбовском духовном училище, Козловской иконописной мастерской М. Ф. Юрьева (1882), Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1891–1896), Петербургской Академии художеств (1896–1899). За картину «Семья и искусство» (1899) удостоен золотой медали и права на заграничную творческую командировку. В 1901 году открыл в Козлове художественную школу, которая действовала до 1906 года. 5 Среди его учеников были известные впоследствии художники А. М. Герасимов, Д. Р. Панин, С. С. Варсонофьев, Г. Т. Романов-Скороходов, И. Я. Копров. С 1913 года художник проживает в Тамбове, открыв там художественные мастерские. В 1919 году он возвращается в родное село Курдюки, где прожил последние три года. В это время он пробует свои силы в качестве декоратора Кирсановского городского народного театра, для которого оформил спектакль по пьесе М. Горького «На дне». Умер художник летом 1922 года в Курдюках, похоронен там же. В настоящее время работы Криволуцкого представлены в экспозициях Тамбовской областной картинной галереи, Тамбовского областного краеведческого музея, собраниях Санкт-Петербурга и Твери.