Восстановленная история села Курдюки

Наши дни

Территориальная принадлежность

Деревня Курдюки, Инжавинский муниципальный округ, Тамбовская область. Входит в Землянский сельсовет.

Местонахождение

Координаты: 52°30′23″ с. ш. 42°14′53″ в. д.

Расположена на реке Мокрая Панда, приблизительно в 25 км к северо-западу от районного центра — посёлка Инжавино.

Улицы в деревне Курдюки

  • улица Веселая
  • улица Курдюковская
  • улица Привольная
  • улица Школьная

Достопримечательности

В деревне есть храм Казанской иконы Божией Матери. Он возведён в 1897 году и признан памятником архитектуры.

Приблизительно в 5 км к юго-западу от деревни Курдюки, в балке Павлова Яруга, есть почитаемый родник.

Население деревни Курдюки

На 1 октября 2024 численность населения деревни Курдюки составляет 75 человек, в том числе детей в возрасте до 6 лет - 2 человека, подростков (школьников) в возрасте от 7 до 17 лет - 4 человека, молодежи от 18 до 29 лет - 9 человек, взрослых в возрасте от 30 до 60 лет - 35 человек, пожилых людей от 60 лет - 22 человека, а долгожителей деревни Курдюки старше 80 лет - 4 человека. Источник

Природные комплексы

Село Курдюки располагается в лесостепной природной зоне. Большая часть территории распахана, то есть относится к антропогенному ландшафту. Неудобные для хозяйственной деятельности человека территории, как правило, балки и прилегающие к ним плакорные участки, заняты степными участками и байрачными дубравами. На территории Тамбовской области выделяют степи южного и северного типа. Для окрестностей села характерны степи южного типа. Степи южного типа характеризуются недостаточным увлажнением и умеренным количеством тепла в среднегодовом исчислении. На черноземах развита степная растительность представленная, в основном, злаками, тысячелистником обыкновенным и благородным, некоторыми видами полыней, пижмой, икотником седоватым. Дубравы располагаются, в основном, на склонах балок южной экспозиции. Эти склоны с тощими почвами хорошо прогреваются в осенне – летний период. Поэтому здесь микроклиматические условия способствуют произрастанию дуба и сопутствующей ему растительности. Данные природные комплексы относятся к зональным биогеоценозам. Кроме зональных выделяются азональные природные комплексы: болота, луга, реки, озера. Озер естественного происхождения на территории села нет, но есть так называемые сажелки – искусственные гидротехнические сооружения в пойме Сырой Панды. Сажелки были вырыты в 19 веке на территории дворянских усадеб Дьяковых и Кишкиных. Берега сажелок укреплены дубовыми досками. В настоящее время эти озера заросли водной растительностью, а берега их сильно заболочены. Правобережье реки за мостом и до озера занято болотом из которого вытекает ручей. Под мостом он впадает в реку. Растительность болот и поймы реки представлена ольхой, ветлой, черемухой, тростником, камышом, осокой, ряской, сусаком болотным.

Воды

Поверхностные воды представлены рекой Сырая Панда и ее притоками. Самый крупный из них – Сухая Панда. Справа в районе села в реку впадает небольшой приток – Хмелевка и безымянный ручей из Голой яруги. К поверхностным водам относятся болота. Обширное болото расположено в пойме реки восточнее Куприяновки. Здесь же находятся сажелки – искусственные водоемы типа небольших озер. Сажелки сооружались с целью отдыха в барских усадьбах. Есть болота около Шараповки, Дубцов, Привольного и Мосоловки. Болота, аккумулируя воду, питают реку через многочисленные ручьи различной мощности. Питание болот поддерживается атмосферными осадками и родниками. Нельзя не отметить многочисленные родники по коренным берегам реки Сырая Панда. Их с полным основанием относят к памятникам природы Тамбовской области. В Курдюках есть два таких родника. Один рядом с Кавказом, другой между Курдюками и Каширкой. Этот родник является местной достопримечательностью. Колышкин родник представляет собой природный объект состоящий из трех самостоятельных источников. Наиболее известный и мощный центральный источник. От Колышкина родника открывается великолепный вид на долину Сырой Панды. Происхождение родников. Атмосферные осадки, фильтруясь через суглинки, достигают водоупорного слоя представленного опоковидным песчаником и изливаются в виде родников на дневную поверхность. Следует отметить, что вода в родниках чистая и холодная. Температура воды в них около 8 градусов. Если присмотреться к маренным суглинкам, через которые фильтруется вода, то можно увидеть, что они содержат в своем составе известняк. Известняк – осадочная горная порода светлого цвета растворимая в воде. Поэтому вода этих родников содержит некоторое количество солей известняка. Северный источник Колышкина родника аналогичен центральному. Южный представляет собой почти отвесную стену из опоковидного песчаника из которого обильно сочится вода в виде многочисленных мелких струек. Стена местами покрыта зелеными водорослями, которыми питаются дождевые черви. (Тип кольчатые черви, близкий родственник выползкам и навозным червям). Родник в пойме реки образует обширное болото с разнообразной растительностью. Ниже по течению реки в ее долину своим устьем выходит Калинов овраг. Он представляет собой древнюю балку, расположенную между Каширкой и Шаболовкой. В балке течет большой ручей, образуемый многочисленными небольшими родниками. Наиболее крупный родник расположен на правом склоне балки. Хорошо оборудован и используется окрестным населением и туристами. Подобный родник есть и в селе Осиновка он отлично оборудован, православным населением считается святым.

История

Другие названия

  • Никольское, Курдюки тож
  • Никольское, Купреянов посёлок тож
  • Ново-Никольское
  • Киприаново (Курдюки)
  • Кипрiаново-Курдюки

История освоения территории села начинается с середины 17 века.

Руководитель краеведческого кружка Курдюковской школы Распопов Павел Александрович получил из центрального государственного архива древних актов Главного архивного управления при совете министров СССР ответ на свое письмо с документальными данными об истории основания села Курдюки:

Сообщаем, что древняя история села отражена в спорном деле однодворки М. М. Подъяпольской с чиновником 9 класса М. Ф. Лебедевым о владении в селе Курдюки (Фонд 1340 «Тамбовская межевая канцелярия» опись 7, дело 511). Оно содержит сведения о селе Ново-Никольском – Куприяново (Курдюки тож) за 1666 год.

«Предки моего мужа Василья Савина Подъяпольского, - Писала в своем прошении М. М. Подъяпольская, - Федор и Семен Подъяпольские быв жалованы 172 (1662) года 21 августа по 30 четвертей землею в дачах прежде бывшего Шацкого уезда Залесного стана, а ныне Кирсанского уезда села Никольского, Куприянов поселок, Курдюки тож. По указу Великого царя и Великого государя Петра Алексеевича (Федор умер, бездетен), часть дошла к брату Семену в совокупность и от сего по исходящей линии к внуку его Андреяну Прокофьеву сыну»... (Там же, листы 1 – 1 – оборот).

В 1763-64 годах, когда проходила 3 ревизия, в селе проживало 671 человек крестьян (Фонд 350 «Ландратские книги и ревизские сказки». Опись 2 дело 4121, листы 130-213). В это время оно принадлежало большому числу владельцев: солдатам лейб-гвардии Преображенского полка А. Ф. и А. Л. Подъяпольским, вахмистру С. Г. Куприянову, капитану И. Д. Сазонову, однодворцам Шераповым, Юмашевым, Шетиловым, Свиридовым и другим. В числе владельцев значится имя прапорщицы Ирины Ивановны Мерлиной, которой принадлежало 59 человек крестьян (Там же, лист 136)

Как следует из ревизской сказки, эти крестьяне ранее принадлежали канцеляристу Тамбовской дворцовой конторы Я. С. Маменеву. Между 1798 и 1763 годами он заложил их И. И. Мерлиной и не сумел выкупить в срок. (Там же).

Описание села Курдюки сохранилось в «Экономических примечаниях» к планам генерального межевания Кирсановского уезда Тамбовской губернии за 1782 – 1797 годы: «... число дворов 83, душ мужска 417, женска – 418. - ...на левой стороне оврага Голова и по обе стороны речек Сырой Панды, Хмелевки и отвершка Леснова, церковь деревянная» (фонд 1355, опись 1, дело 1590, лист 8). В это время среди владельцев села были Григорий Романович и Ефим Романович Мерлины. Д. Каширка в конце 17 века помещикам Ланским не принадлежала. Для сведения сообщаем, что архивные материалы в основном до 19 века. Источник

Штундизм выражался в массовом и стихийном возникновении в крестьянской среде кружков по изучению Библии[5][6]. Для пиетического движения, каким был штундизм, характерен акцент на личном благочестии. Русско-украинские штундисты придерживались моральных стандартов, имевших исключительную аргументативную силу. В том числе полный отказ от употребления спиртного. Трезвый образ жизни и связанное с ним увеличение благосостояния часто упоминаются в сборнике документов исследовавшего это явление православного епископа Алексия (Дородницына)[7] в качестве причины перехода в новую веру[8]. В первое время штундисты продолжали считать себя частью православной общины: посещали церковные богослужения, обращались к православным пастырям для совершения браков, крещения детей и погребения умерших. Свои собрания проводили после церковной службы, читали и обсуждали на них Новый Завет, молились и пели гимны из сборника «Приношение православным христианам». Разрыв с православием произошёл после начала преследований, нередко сопровождавшихся конфискацией духовной литературы[9]. Вследствие стихийного характера движения штундисты не имели ни общепризнанного лидера, ни централизованной организации, ни единой целостной системы богословия[10]. Например, Николай Никольский насчитал в штундизме четыре направления: «библейских христиан» или (по официальной терминологии) «великорусскую штунду», «духовных христиан» или (по официальной терминологии) «южнорусскую штунду», а также возникшую в конце 1870-х годов в Тверской губернии секту крестьянина Василия Сютаева и «штундо-баптизм»[11]. Наиболее характерными чертами штундистского движения в обличительной литературе отмечались: отрицание Священного Предания и священноначальнической иерархии, как непременной посредницы в спасении; отказ от таинств и чина церковных богослужений, от «святых угодников» и нередко — от крещения младенцев[12]. Источник

На карте Геометрическая карта Тамбовского наместничества 1791 года Курдюки именуется Никольское, Купреянов посёлок тожъ.

с 1796 по 1917 г.* - Российская Империя, Тамбовская губерния, Кирсановский уезд* - точные годы не определены, указаны годы существования административной единицы

В селе Курдюки находилось имение прапорщика Андрея Алексеевича Дьякова

В Тамбове находилась икона, которая была написана в Москве во 2-й пол. XVIII в. по заказу гр. В.П.Мусина-Пушкина как список с московской чудотворной. По преданию, иконописец, окончив работу, привез икону графу утром, когда тот был еще в постели. Ожидая в приемной, показал ее посетителям и слугам, и она всем понравилась. В это же время граф у себя в комнате произнес неуважительные слова в адрес иконы и художника, и когда вышел посмотреть на работу, то увидел на доске только подмалевок, само изображение исчезло. Граф, не веря свидетельствам посетителей и слуг, прогнал иконописца, тот по дороге домой встретил знакомого, московского присяжного А.Дьякова. В доме у Дьякова оба осмотрели икону и убедились, что изображение на ней появилось, после чего художник подарил ее Дьякову. Впоследствии сын Дьякова Андрей перевез икону в свое имение в с. Курдюки Кирсановского у. Тамбовской губ., а в 1794 г. по совету матери, которая, овдовев, стала монахиней Тамбовского девичьего Вознесенского монастыря, передал образ в эту обитель (более позднее предание добавляет, что Дьякова, не пожелавшего поначалу передавать икону, стали преследовать несчастья, в т. ч. смерть 2 малолетних сыновей, что было воспринято как наказание). Икона была торжественно принесена в монастырь в день празднования образу "Всех скорбящих радость" и с почестями встречена Тамбовским епископом Филофеем. Первоначально икона находилась в деревянной церкви, но в том же году была перенесена в новый каменный собор, где ее поставили в приделе вмц. Екатерины в местном ряду иконостаса. С устройством в 1820 г. теплой Скорбященской церкви она стала храмовым образом, однако находилась там только в зимнее время в особом киоте, справа от царских врат, на лето переносилась на прежнее место. В 1-й трети XIX в. свящ. Иониным в монастырской летописи велась запись чудес, происходивших от иконы. В 1801 г. от нее исцелилась малолетняя дочь тамбовского генерал-губернатора Д. А. Бахметева, в 1806 г. мать монастырского свящ. Иоанна Андреева, в 1811 г. и он сам, в 1809 г. надворный советник Ф.А.Смирнов, в 1814 г. лютеранка Д.Е.Колтиненская, в 1828 г. жена кирсановского казначея Н.Д.Куткина, в 1829 г. послушница монастыря Хиония Волосатова. В тех случаях, когда смерть больного была неизбежна, от иконы, принесенной к ложу умирающего, был слышен треск. Иконографически была близка к московской иконе, но не копировала ее в точности. Имела 2 серебряных оклада. 1-й, с жемчугом и камнями, от генерал-губернатора Бахметева, изготовлен в 1801 г. в благодарность за исцеление дочери, 2-й - в 1844 г. Икона не сохранилась. Источник: Сайт Древо-инфо

Впервые о деревне под названием «Курдюки, Куприянов поселок тож» упоминается в документах ревизии 1811 года. Населённый пункт был основан крепостными помещицы Дарьи Ивановны Аголиной, поручика Ивана Мерлина и Елены Говоровой.

В документах ревизской сказки 1816 года деревня фигурирует под названием «село Никольское, Курдюки тож». В ней по прежнему проживали крепостные крестьяне вышеуказанных помещиков. Население деревни составляло 79 человек, в том числе Лукьян Васильев, Максим Макаров, Евдоким Кондратьев, Борис Павлов, Иван Филиппов, Семен Никифоров, Климент Андреев и др. (Источник: ГАТО, ф. 12, оп. 76, д. 12, ч. II, л. 382-296.)

Инжавинский район был образован Указом Президиума ВС РСФСР в 1928 году. В 1935 году из него был выделен Красивский район, а в 1959 году эти районы были вновь объединены. Красивский район был образован в составе Воронежской области 18 января 1935 года. В его состав вошли Балыклейский, Екатеринопольский, Карай-Пущинский, Карай-Салтыковский, Коноплянский, Красивский, Леонтьевский, Ломовский, Марьевский, Николинский, Павловский, Сатинский, Хорошавский и Чернавский сельсоветы Инжавинского района. 27 сентября 1937 года Красивский район был передан в Тамбовскую область. 30 октября 1959 года Красивский район был упразднён, а его территория передана в Инжавинский район.

Курдюки, с.. Число жителей: мужского пола - 998, женского пола - 939. Земская ставка, земская и церковно-приходская школы, кредитное товарищество и агрономической участок. (Прим. имения не указаны) Источник: Адрес-календарь и справочная книжка Тамбовской губернии 1914 г., стр. 300-301. Адрес-календарь

Выписка из справочника XLII. Тамбовская губерния. Список населенных мест по сведениям 1862 года сообщает о типе населенного пункта - село казенное и владельческое, о 246 дворах, в которых 953 мужчин и 965 женщин. 1101. Ново-Никольское (Куприянов поселок, Курдюки), с., каз. и вл., р. Сырой Панде. Число дворов - 246. Число жителей: мужского пола - 953, женского пола - 965.

1918-1921гг Центром восстания в Кирсановском уезде стали села Рамза, Терновое, Криволучье, Трескино, Курдюки, Калугино, Паревка, Карай Салтыки, Иноковка, а также острова на озерах Чернец и Ильмень, лежащие от Вяжли до Инжавинского леса. Источник

Тамбовское наместничество. Карта 1791 года Карта Мендэ 1862 года Атлас Ильина 1871 года Карта Кирсановского уезда 1886 года

Храм Казанской иконы Божией Матери

Архитектура храма изяшна, украшена богато резьбой, местами деревянные конструкции раскрашены разными красками. Особую прелесть храму придают ложные закомары или кокошники, обшитые узкими деревянными досками в виде веера. Мастерски выполненный подзор по окружности закомар придает кокошникам вид солнца. Этот солярный символ, а также полотенца, спускающиеся с фронтонов дают нам все основания отнести архитектуру храма к псевдорусскому стилю и к допетовскому направлению эклектики.

солярная резьба

Трудно представить наши города и села дореволюционного времени без церквей. История поселений это и история церкви. К Курдюковскому приходу иконы Казанской Божией Матери относились и относятся деревни: Каширка, Потловка, Новопоселенная, Комаровка, Ивановка, Хмелевка. После большого пожара (1894 г.) было построено новое здание храма на месте старого. Иногда можно услышать неверное мнение о том, что оно было построено на новом месте, а старое было в юго-западной части кладбища, где сохранились гранитные валуны якобы оставшиеся от его фундамента. Однако, на старинной картине, неизвестного художника, переданной Распопову П. А. учителем немецкого языка Курдюковской школы Шараповой Ю. Я. хорошо заметно, что рядом со старым зданием церкви находится кирпичное здание зимней церкви, сохранившееся до нашего времени. Так вот, современное расположение церкви повторяет старинное местоположение храма. Кроме того если внимательно присмотреться к фундаменту современного здания церкви можно обнаружить, что он был приподнят на несколько кирпичей выше старого. На нижних кирпичах явно заметны следы пожара. На территории села в дореволюционное время было два кладбища. Одно для бедных, оно находится восточнее церкви приблизительно в 600 м от нее. Второе рядом с церковью. Здесь на могилах отпрысков известных фамилий устанавливались монументальные памятники из гранита и других прочных горных пород. В советское время эти могилы подверглись вандализму и разграблению. На снимке 2006 года директор Инжавинского детского дома Селезнев с воспитанниками восстанавливает памятник на могиле дворян Дьяковых. Их дом, как память о старой России, стоял до самой перестройки. Он был обсажен кустами сирени, как и усадьбы других господ. С левой стороны, рядом с храмом, покоится прах Дурново. С правой стороны храма похоронены священники, когда-либо служившие в церкви. Некоторое время церковь не работала и в храме хранилось колхозное зерно. Старожилы помнят, что в это время был репрессирован священник. Источник: Сайт ВГД

В 1793 году в селе построен храм, который просуществовал до 1871 года. Источник: Сайт Соборы.ру

В списке населённых мест Российской империи по сведениям 1859–1873 годов указано, что в данном населённом пункте был 1 приход данной конфессии. В издании «Волости и важнейшие селения» 1880–1886 годов упоминается 2 прихода данной конфессии

Скрин страницы книги Скрин страницы книги

Киприаново (Курдюки).Новая деревянная церковь холодная, построена в 1897 году на средства жителей села, которые собирали с каждого по рублю в течении пяти лет. Престолов три: главный — в честь Казанской иконы Божией Матери (22 октября), придельные: правый — св. апостола Иоанна Богослова (1 ноября) и левый — св. Николая чудотворца (9 мая). Приход открыт в 1793 году. Дворов 587, д.м.п. 2556, ж.п. 2533, великороссы, земледельцы, имеют земли от 1 до 21/2 дес. на душу. Есть сектанты: молокан 1 дв., д.м.п. 1, ж.п. 1, хлыстов 8 дв., д.м.п. 14, ж.п. 15. В приходе четыре деревни: 1) Хмелевка, 106 дв., д.м.п. 440, ж.п. 472, в 2-х вер. от церкви, 2) Потловка, 5 дв., д.м.п. 14, ж.п. 16, в 3-х вер., 3) Ивановка, 91 дв., д.м.п. 379, ж.п. 384, в 5-ти вер., и 4) Каширка, 122 дв., д.м.п. 547, ж.п. 557, в 2-х вер. от церкви. Экономии: 1) г. Дьякова в селе, 2) г.г. Кишкиных и 3) г. Погульского в 2-х вер., и 4) г. Дубенского в 5-ти вер. В селе река Панда. Школы: церковно-приходская, смешанная, две школы грамоты, также смешанные и две земских школы одноклассные смешанные, законоучителю от земских школ по 50 руб. от каждой. Есть церковно-приходское попечительство. Имеется опись церковного имущества. Метрические книги с 1873 года. Церковная библиотека в 50 книг. Штат: два священника, диакон и два псаломщика. У причта земли усадебной 5 дес. 1475 кв. саж., в 2-х участках, полевой удобной 66 дес. и неудобной 2 дес. 2352 кв. саж., вся в одном месте, в 3-х вер. от церкви. Земля дает годового дохода 800 руб. Братский годовой доход 2000 руб. Причтовый капитал 2125 руб. Церковный капитал 400 руб. Приход от ст. «Иноковка» в 17 вер., Калугинской больницы в 15 вер., благочинного в 30 вер., фельдшерский пункт, базар и волостное правление в самом селе, г. Кирсанова в 40 вер. и г. Тамбова в 60 вер., ближайшая церковь с. Осиновки в 5 вер. Адрес: для корреспонденции - Курдюковское волостное правление, а для телеграмм - ст. «Иноковка». Земский начальник 7 уч., пристав 2 стана Кирсановского уезда. А.Е. Андреевский. Источник: «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии», Тамбов, 1911.

На протяжении 1920-1930-х гг. церковнослужители и прихожане церкви неоднократно подвергались арестам и ссылкам. В 1937 г. священник Алексей Владимирович Алешковский и церковный староста Кунаков Григорий Максимович были расстреляны по решению «тройки». Источник

В 1930-х годах храм был закрыт богоборцами, но в 1946 году вновь возвращен верующим. Источник: Сайт Соборы.ру

Песнь дерева

Порядковый №: 8261 Опись: 2 Дело: 8261 Здание церкви Казанской Божьей матери в селе Курдюки Инжавинского района Тамбовской области. Дата съемки 1974 г. Место съемки с. Курдюки Инжавинский район. Автор съемки Петручук П.В. Примечание: авторское название «Песнь дерева»

Барский дом

Из воспоминаний

Если идти от храма вниз , пройти мост налево повернуть там когда то стоял рядом барский дом в нем больница была. Поселок Шараповка назывался.Интересно про барский дом и больницу,она,кажется,двухэтажная была кирпичная.

Курдюковская основная общеобразовательная школа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КУРДЮКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" Дата регистрации 18.09.2000 Дата ликвидации 23.06.2008 Прекращение деятельности путем реорганизации в форме присоединения Юридический адрес 393310, Тамбовская область, р-н Инжавинский, с. Курдюки, ул. Школьная, д. 1 Правопреемник МОУ "ЗЕМЛЯНСКАЯ ООШ" МОУ "ЗЕМЛЯНСКАЯ ООШ" было зарегистрировано 22 декабря 2002 г. С 1 сентября 2008 года школа переименована в муниципальное общеобразовательное учреждение «Землянская основная общеобразовательная школа» с филиалами «Курдюковский» и «Ивановский» на основании постановления администрации Инжавинского района Тамбовской области № 586 от 20.08.2008г. "Курдюковский" филиал МОУ "Землянская ООШ" , 393333, Тамбовская область, Инжавинский район, с.Курдюки, ул.Курдюковская, д.31. В 2009 году филиалы «Курдюковский» и «Ивановский» были закрыты. В связи с реорганизацией Никитинской общеобразовательной школы, к МОУ «Землянская ООШ» был присоединён филиал «Никитинский». Юр. лицо было ликвидировано 14 сентября 2011 г. Причина: Прекращение деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения Правопреемник МБОУ " ИНЖАВИНСКАЯ СОШ " зарегистрировано 27 декабря 2002 г. Землянский филиал МБОУ "Инжавинская СОШ"

Она построена в 1898 году. Верхняя в годы войны.

Директор: Распопов Александр Николаевич c 26.12.02 Распопов

В школе работают 8 педагогов, из них 5 с высшим образованием и 3 со средним специальным. 3 учителя имеют 1 категорию, 3- II категорию, 1 учитель - Банникова Мария Александровна - отличник народного образования. В школе проводятся различные внеклассные мероприятия, посвященные знаменательным датам. С 1998 г. по 2002 год школа занимала 1 место среди основных школ района на заключительных смотрах художественной самодеятельности. Среди выпускников школы есть люди: Герои Советского Союза Максимов Николай Васильевич и Распопов Иван Егорович, художник С.И. Криволуцкий. Материал о С.И. Криволуцком подарен нашей школой Инжавинскому краеведческому музею. Заслуженные врачи РСФСР Н.И. Буковский и И.П. Шарапов, генерал-лейтенант Шарапов В.М., ученый-геолог И.П. Шарапов, балерина Л.Л. Кунакова, кандидат военных наук, бывший начальник научного отдела Генерального штаба Юмашев Михаил Викторович, преподаватель Высшего военного строительного училища в Ленинграде Ценин Николай Алексеевич и др.

Учащиеся Землянского филиала привели в порядок могилки Ветеранов Великой Отечественной войны в с. Курдюки. Памятники в с. Трескино Ветеранам Великой Отечественной войны, Борцам за Советскую власть в с. Курдюки. 2022 Источник памятник

Слева два окна учительская, справа начальный класс!

Верхняя школа, окно коридора и справа два окна класс.

Окно класса с видом на дорогу

Это вход в школьный двор

Источники:

  1. Сайт Тамбовград
  2. Группа Курдюки
  3. Учебное пособие по краеведению для школ города Кирсанова и Кирсановского района
  4. Памятные книжки Тамбовской губернии 1861-1916
  5. Н. В. Муравьёв. «Из истории возникновения населенных пунктов Тамбовской области»

Интересные статьи на сайте




СОВЕТЫ СИБИРСКОЙ ТРАВНИЦЫ 


ПРИЧИНЫ УСТАЛОСТИ И БОЛЕЗНЕЙ 


СКАЗка  ДУДОЧКА (Пляс) 


КАК БЛАГОДАРНОСТЬ ВЛИЯЕТ НА ЖИЗНЬ? 


ДЕРЕВЬЯ СПАСАЮТ ОТ ГОЛОДА И ГОЛОВНЫХ БОЛЕЙ 


Лельник 


ОРГАНИЗМ ПРОСИТ ПОМОЩИ 


СОРВАННЫЕ ЦВЕТЫ НЕ ДАРИЛИ 


СКАЗка Костёр (Искра) 


О родовой памяти и связи поколений 


СИЛА ЖЕНСТВЕННОСТИ 


СКАЗка Светозара РУЧЕЙ (Вода) 


КАЛЛИГРАФИЯ И ЛЕТТЕРИНГ 


ГДЕ ИСКАТЬ РЕПРЕССИРОВАННОГО ПРЕДКА 


Зависть 


Тамбовщина. Лосиное семейство 


ПОСЕЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ЭПОХУ НЕОЛИТА НА ТЕРРИТОРИИ ТАМБОВСКОГО КРАЯ 


ГЕНЕАЛОГИЯ И ВОСПИТАНИЕ. Читать далее