Главная » Статьи » Тамбовщина » Былое

КУЛЬТУРА КРАЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

КУЛЬТУРА КРАЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Начало XIX в. город встретил почти прежним обликом массовой застройки. И.И. Дубасов упоминал такой факт: когда с целью уменьшения пожароопасности губернатор Палицын в 1803 г. приказал поли- ции снять в Тамбове все соломенные крыши, город «внезапно представил картину почти полного раз- рушения: точно ураган пронесся над Тамбовом и сорвал с него чуть не все крыши… Поневоле при- шлось после этого, дозволить снова крыть дома соломою или дёрном, даже на главных улицах». В первой половине XIX в. в Тамбове появились жилые каменные дома. Одним из первых стал особ- няк купца Суворова (ныне хлебзавод на углу Носовской и Октябрьской улиц). Дом купца Суворова был двухэтажным с мезонином (позже надстроен). На обоих уличных фасадах, примыкающие к стене четы- рехколонные портики в стиле ампир подчеркивали классические пропорции постройки. Но дворовые фасады, не имели красивой отделки. Подобная экономия типична для русской провинциальной застрой- ки XIX в. Усилился государственный контроль над градостроительством. В архиве тамбовской строительной комиссии этого времени сохранилось дело, из которого видно, что при застройке города предписыва- лось возводить каменные строения в определённых кварталах согласно образцовому для постройки го- родов плану архитектора В. Гесте. Проводилось разграничение в застройке по социальному признаку – центр выделялся для заселения дворянством и купечеством, а окраины – для малоимущих. На планы наносились названия улиц. В сво- ей архитектуре Тамбов в результате приобрёл типичные черты русского провинциального города. Бога- тые новые постройки возводились в стиле ампир. Из дворянских усадеб той поры сохранился дом Лукь- яненко (ныне выставочный зал ТОКМ). Барский дом отвечал всем правилам русской классической ар- хитектуры. Главный вход выделен портиком из четырёх колонн с тонко прорисованными капителями и лепными декоративными венками над окнами. Над дверью – многофигурный барельеф. Этот дом даёт представление о мелкопоместных усадьбах в стиле ампир. Служебные постройки были гораздо проще. Дом окружал большой сад. Но подавляющее большинство новых домов в первой половине XIX в. про- должали строить из дерева. Дело не только в дороговизне кирпича. Русские провинциалы продолжали считать, что жить в каменном доме вредно для здоровья. Центральные улицы были частично вымощены булыжником. Тротуары стали отделять от проезжей части столбиками. На выездах из города построили заставы, обозначавшие его границы. Это были кир- пичные столбы с двуглавыми орлами сверху. Рядом ставилась караульная будка. На главных улицах и около построенного из кирпича здания присустсвенных мест поставили масляные фонари. Построили мосты через Студенец и плотины на этой речке. Базарную площадь время от времени мостили глиной, что не решало проблему непролазной грязи. На базаре появились трактиры и обжорный ряд – место, где торговали пирожками, блинами, орехами. Появились трактиры, гостиницы и в других районах города. Не все горожане имели собственное жильё. Сдавались в наём особняки не живших в Тамбове зем- левладельцев, флигели и комнаты в мещанских домовладениях, углы в бедных домишках на окраинах. В середине XIX в. в центре города уже трудно было найти крытую соломой курную избу. Чересчур об- ширные городские усадьбы дробились. Владельцы продавали часть построек на них. В это время было построено несколько казённых каменных зданий. Это самые первые корпуса гу- бернской больницы, здание мужской гимназии (ныне здание ТГТУ на Советской, 116), здание институ- та благородных девиц (ныне здание ТГУ на Советской, 98). Для последнего была отдана бывшая губер- наторская усадьба, а губернатор переехал в новый деревянный особняк на территории нынешнего гор- сада. Так как институтки должны были воспитываться изолировано, то территория вокруг института была обнесена забором, за которым тянулись деревянные тротуарчики для прогулок девочек в любую погоду. В 1844 г. получила отдельное здание публичная библиотека (ныне здание междугородного ав- томатического переговорного пункта). Так как коневодство было прибыльным занятием многих дворян- владельцев конезаводов, для проведения конских бегов построили ипподром и конюшню. Всего в 1860 г. в Тамбове насчитывались 35 каменных казенных и общественных домов, а в остальных 12 городах губернии их было всего 30. В первой половине XIX в. было построено много храмов. Прихожане щедро жертвовали именно на каменные церкви. Город украсился колокольней Спасо-Преображенского собора, Скорбященской цер- ковью Вознесенского женского монастыря, Знаменской, новой Покровской, Троицкой (Никольской), Архангельской, Уткинской (Богородицкой), Варваринской, Успенской, Крестовоздвиженской и Петро- павловской церквями. Три последние были на городских кладбищах, ещё в конце XVIII в. вынесенных за городскую черту. Надо сказать, что кладбища и участки земли на них имели сословную иерархию. Успенское считалось самым престижным, на нём хоронили дворян и купцов. Участков третьего разряда (т.е. для самых бедных) там не было. Расположенный неподалеку чугунолитейный заводик предлагал литые металлические ограды, кресты, памятники в виде ангелов по тогдашней моде оформлять богатые захоронения. К услугам скорбящих родственников был садовник, сажавший и поливавший цветы. Са- мым демократичным было Крестовоздвиженское кладбище. На монастырских кладбищах горожан обычно не хоронили. Исключение делалось для богатых владельцев родовых усыпальниц, например, Нарышкиных. Развитие просвещения. При Г.Р. Державине в Тамбове и некоторых других городах губернии от- крылись народные училища. В 1801 г. в них обучались 215 человек. В 1802 г. в Тамбове был основан дворянский училищный корпус для детей бедных дворян. В его учебную программу входили грамматика, история, география, математика, физика, рисование, французский и немецкий языки, закон Божий, танцы. Лучшие ученики получали право без экзамена поступать в кадетские корпуса и университеты. В 1830 г. корпус был преобразован в кадетский, который готовил мальчиков для поступления в военные учебные заведения. Среди прочих здесь учился С.И. Мосин, изобретатель знаменитой винтовки-«трёх-линейки». В 1825 г. открылась Тамбовская мужская гимназия, в 1830-е гг. – Александрийский институт благород- ных девиц. В первой половине XIX в. в Тамбовской мужской гимназии учились видные деятели русской науки, культуры, общественной жизни: религиозный мыслитель Н.Ф. Фёдоров; автор книги о кругосветном путешествии и нескольких научных работ по истории живописи Л.В. Вышеславцев; историк, правовед, общественный деятель Б.Н. Чичерин; И.П. Минаев, первым в России начавший изучать древнеиндий- ский язык. В 1820-е гг. в городах губернии открылись уездные (трёхклассные) и приходские (одноклассные) училища, в которых могли учиться дети из разных сословий. В 1858 г. было разрешено открывать жен- ские школы. Первые из них были открыты в городах Борисоглсбске, Кирсанове, Козлове и Лебедяни. В 1840-е гг. в больших сёлах были открыты школы для подготовки волостных писарей. В это же время открывались школы для детей государственных крестьян. К 1860-м гг. их было уже около 110. Но большинство населения края не испытывало нужды в знаниях. Даже дети священников не все- гда хотели учиться. Тамбовский епископ Иона в 1810-е гг. запретил венчать детей духовных лиц, не же- лавших учиться, ибо «оженившиеся не радят уже о совершенствовании себя в чтении и нотном пении». Знания люди могли получать не только в школах. В начале ХIХ в. в губернии стали появляться пер- вые библиотеки. В 1810 – 1815 гг. жители Моршанска могли брать для чтения книги из гражданской общественной библиотеки. В 1830 г. была основана Тамбовская публичная библиотека. Становление медицины. В 1797 г. была образована губернская врачебная управа. Первыми врача- ми-специалистами в крае были немцы по происхождению Шеффер, Лимнелиус, Гирш. В начале XIX в. в губернии насчитывалось около 50 лекарей и лекарских учеников. В 1830 г. для борьбы с эпидемией холеры в Тамбов прибыли врачи М.Я. Мудрое и И.Я. Дядьковский. Усманский врач И.А. Белецкий вы- работал свой метод лечения холеры, известный как «метод Белецкого». Важную роль в развитии меди- цинской помощи сыграли врачи: Э.Н. Фальк; Арнольди, устроивший водолечебницу в Козлове; Ф.Я. Но- вицкий и И.Л. Потехин, применявшие кумыс для лечения больных туберкулёзом лёгких; С.А. Баратын- ский (брат поэта Е.А. Боратынского), открывший в Кирсановском уезде амбулаторию. К 1865 г. в губернии было 12 городских больниц на 447 коек. Самой крупной из них являлась губерн- ская больница, основанная в конце XVIII в. В 1837 г, началось строительство нового здания больницы, которое функционирует и теперь в том же качестве на территории современной областной больницы. В 1840 – 1850-е гг. в больнице начал свою лечебную деятельность самый знаменитый тамбовский врач Э.Х. Икавитц. При больнице стали готовить профессиональных фельдшеров и акушерок, работавших по всей губернии, была открыта аптека, созданы ботанический сад и травник, позволившие на месте гото- вить лекарства. Тамбовские писатели. Самым знаменитым среди литераторов первой половины XIХ в. стал пред- ставитель крупного тамбовского дворянского рода Евгений Абрамович Боратынский. Он родился, про- вёл детство и отрочество в имении Мара Кирсановского уезда. Став взрослым, поэт неоднократно воз- вращался на родину. Здесь легко писалось, спокойно жилось вдалеке от столичного шума, светских сплетен и интриг. Тут были написаны стихотворения: «Стансы», «Она», «Последняя смерть», «Песня», «Запустение», поэма «Наложница» и другие произведения. В историю русской поэзии Е.А. Боратын- ский вошёл как автор красивых элегий, наполненных глубокими раздумьями. Родной Маре Боратын- ский посвятил такие строки: Судьбой наложенные цепи Упали с рук моих, и вновь Я вижу вас, родные степи, Моя начальная любовь... В имении Мара часто бывала жена брата поэта А.Д. Абамелек-Боратынская. Она прославилась пе- реводами русских стихов во Франции и переводами на русский язык произведений Гёте, Гейне, Байро- на. В 1818 – 1823 гг. в своём тамбовском имении Большой Избердей жил известный уже в столице ли- тератор С.М. Жихарев. Здесь он занимался переводами, писал мемуары. Его «Дневники» через много лет были изданы под названием «Записки современника». В середине XIX в. широко известен был поэт и переводчик Н.М. Сатин, выросший на тамбовской земле и назвавший одно из стихотворений «Ritter aus Tambow» («Рыцарь из Тамбова»). В 1850-е гг. редактором «Тамбовских губернских ведомостей» был переводчик П.И. Вейнберг. Публикуясь в столичных журналах, он не раз подписывал стихи и переводы псевдонимом «Гейне из Тамбова». Тамбовская действительность вдохновляла и крупнейших русских поэтов и писателей, бывавших здесь эпизодически или знавших о Тамбовском крае от своих знакомых. На тамбовских материалах М.Ю. Лермонтов написал поэму «Тамбовская казначейша». Она содержит столь достоверные описания города, что позволяет предполагать пребывание поэта в Тамбове. Не раз бывал в Тамбовской губернии помещик соседней Орловской губернии И.С. Тургенев. Наи- более известен его рассказ «Лебедянь», содержащий описание знаменитой конской ярмарки. В произве- дениях Тургенева «Странная история», «Затишье», «Несчастная» действие происходит на тамбовской земле. Музыкальная жизнь. В ХIХ в. во всех сферах музыкальной культуры края произошли значительные изменения. Расширилась панорама музыкальной жизни, распространение получили любительское хоро- вое и инструментальное музицирование, выступления военных духовых оркестров. Впервые жители Тамбова и других городов губернии стали знакомиться с приезжими артистами, как отечественными, так и зарубежными. Увеличилось число концертных площадок. Со сцены зазвучали сочинения местных композиторов – А.А. Рахманинова (дед С.В. Рахманинова), Ю.Н. Голицына, А.Л. Саккетти, Ф.Б. Гра- верта, Р.А. Гельма. Впервые церковные хоры начали проводить духовные концерты и в них с успехом исполнялись произведения тамбовских регентов В.С. Никольского, М.Д. Ерхана, И.Г. Ельцова, Ф.Е. Степанова. Традиции музыкальных вечеров и общественных балов, заложенные Державиным, остались основ- ной формой досуга тамбовских дворян и в ХIХ в. Обычно балы начинались с сентября и происходили в каждое воскресенье. Пиком празднеств был декабрь – время выборов в губернское дворянское собра- ние. Вот как отзывалась М.А. Волкова, переселившаяся в Тамбов из Москвы во время Отечественной войны 1812 г.: «С тех пор, как известия из армии сделались утешительнее, в России снова начали весе- литься. Вот уже три недели как здесь пляшут по воскресеньям в жалком, уродливом доме, в котором жители Тамбова веселятся более, нежели веселились мы в прекрасном Московском здании». В разные годы местом развлечения тамбовцев были: Городской клуб, размещавшийся в доме поме- щиков Протасьевых; зал Дворянского и Коннозаводского собраний; в летнее время – городской сад; «семейный сад» Н.Я. Лукьяненко. Нечто подобное происходило и в уездных городах. Звучавшая здесь музыка прямо или косвенно оказывала духовно-воспитательное и эстетическое воздействие. С 1830-х гг. в Тамбове начали проходить благотворительные концерты. В них в основном участво- вали любители из дворян, артисты театральных антреприз, так как собственных профессиональных му- зыкантов в городе было очень мало. Театральные традиции в Тамбове, заложенные также Державиным, поддерживала М.Г. Орлова – одна из участниц первых постановок. Она собрала большую любительскую труппу, в которую позже вошли профессионалы. Для руководства ими пригласила одного из первых российских антрепренёров, актёра В. Бобровского. Муж Орловой, помещик Н. Маслов в 1815 г. построил на Большой Астраханской улице (ныне Советской) балаган, предназначенный для театральных представлений. Впервые были ус- тановлены цены на билеты от одного рубля до четырёх. В театре шли не только драматические спектак- ли, но и комические оперы, что было общепринято для русского театра тех лет. Тамбовский зритель по- знакомился с комическими операми «Медведь на постое», «Жид в бочке», «Правдивый лжец». Эти спектакли держались в репертуаре этого театра до 1830-х гг. Отечественная публицистика второй четверти ХIХ в. отмечала, что в репертуаре театров 1830 – 40- х гг. большое место занял водевиль. Его функция заключалась в развлечении публики, что выражалось в незатейливом сюжете с комическими ситуациями. Это нравилось зрителю. В основном пьесы были переводные и переделанные с французского. Эта тенденция ярко проявилась в провинциальной антре- призе, в том числе на Тамбовщине. В первой половине столетия в Тамбове водевили разыгрывали в театрах поручика Голощапова (1835–1845), семьи Аносова-Григорьева (1845 – 1875). Это были пьесы в переводе Ф. Кони, Н. Соколо- ва, Д. Ленского и других авторов. Кроме этого, в театре Голощапова прошла известная комическая опе- ра «Мельник-колдун, обманщик и сват» М. Соколовского, в театре Аносова особенно запомнилась там- бовскому зрителю постановка оперы «Аскольдовая могила» А. Верстовского, где роль Торопки испол-нял И. Лавров, ставший впоследствии известным солистом Большого театра. Оперу Верстовского горо- жане не единожды слышали и позже. Она оставалась своеобразной эмблемой музыкально-театральной жизни Тамбова на протяжении всего столетия. Неординарным явлением в театральной жизни Тамбова был театр семинаристов, организованный студентом П. Солярским в тайне от руководства учебного заведения. Некоторое время сценой служил чердак семинарии, затем театр стал «походным». Играли на квартирах семинаристов, в домах помещи- ков, пока купец Н.Н. Кобозев не передал в распоряжение артистов свой каретный сарай. Спектакли шли в сопровождении небольшого инструментального ансамбля.



Источник: http://web.archive.org/web/20120417140731/http://www.tstu.ru/education/elib/pdf/2009/dvuzilova-a.pdf
Категория: Былое | Добавил: kuzpugonka (31.03.2017)
Просмотров: 1342 | Теги: краеведение | Рейтинг: 5.0/1
ИЗМЕНИ СВОИ ВИБРАЦИИ И ТЫ ИЗМЕНИШЬ СВОЮ ЖИЗНЬ 
Волшебный ключик 
Как искать предков в архиве? 

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]