Главная » Статьи » Тамбовщина » Былое

КУЛЬТУРА И БЫТ НАСЕЛЕНИЯ ТАМБОВЩИНЫ В XVII ВЕКЕ

КУЛЬТУРА И БЫТ НАСЕЛЕНИЯ ТАМБОВЩИНЫ В XVII ВЕКЕ

Крепость Тамбов была типичной для своего времени: деревянные стены с башнями, такие же деревянные постройки внутри крепости.

Город занимал площадь от р. Студенец до нынешней Интернациональной улицы на юге, от р. Цны на востоке до нынешней улицы К. Маркса на западе.

Исходная градостроительная система Тамбова свидетельствует о практической продуманности. Если первый город-крепость Козлов строился поспешно, в зимнее время, затем достраивался и перестраивался, то Тамбов изначально отличался основательностью.

Крепостная стена имела 12 башен высотой 25 – 34 метра. Три башни имели проездные ворота. Особенно выделялась московская башня высотой 51 метр. На ней была караульная будка с вестовым колоколом. Московская башня в Тамбове была самым высоким деревянным сооружением на юге России. Из-за рельефа местности только с такой высоты здесь можно было увидеть сигнальные костры в степи на подступах к городу.

Внутри крепости стояли съезжая изба, воеводвский двор, пороховой погреб, пушечный амбар, девять житиниц для зерна, тюрьма и церковь. Постройки располагались произвольно, прямые улицы в русских крепостях разбивать было не принято.

К крепости с запада примыкал острог, огороженный менее прочной, чем крепостная, стеной с 13 башнями и 4 воротами. Внутри острога находились казённый и кружечный дворы, таможенная изба, десять лавок, церковь, и слобода городовых казаков. За острогом располагались слободы, окруженные линией надолб.

Для таких городов-крепостей, как Тамбов, главными были военные функции и безопасность, а не комфорт для жителей.

В 60-е гг. XVII в. рядом с крепостью был основан Казанский мужской монастырь. Все его постройки тоже были деревянными. Чуть позже на северо-востоке от крепости за Студенцом появился Вознесенский женский монастырь.

Первым каменным сооружением в Тамбове был пятикомнатный дом епископа, построенный рядом с соборной церковью. В 1693 г. вместо обветшавшего деревянного Преображенского собора по инициативе епископа Питирима началось строительство каменного. По вопросам строительства собора, получения дополнительных сумм денег Питирим неоднократно ездил в Москву к патриарху. Однако строительство главного храма в Тамбове затянулось.

Среди горожан значительную часть составляли служилые люди – стрельцы, пушкари, городовые казаки. Численность торгово-ремесленного населения была невелика.

Служилые люди совмещали свои обязанности по государевой службе с производством ремесленных изделий, мелкой торговлей. В этом им помогали домочадцы. Денежное жалованье стрельцов было небольшим и нерегулярным. Гораздо важнее было использование полковой земли. Стрелец или пушкарь за службу имел свой надел, который обрабатывал сам или с помощью родственников. У некоторых служилых людей могли быть холопы.

Проблемы сева, сенокоса и других страдных работ были жизненно важны для горожан. В XVII в. городской быт мало отличался от сельского.

Дома были деревянными. Большинство жилых построек, как жителей городов-крепостей, так и сельчан, крылось соломой. Крестьянская изба состояла из сруба, связанного из сосновых, реже дубовых брёвен. Крестьянский двор, кроме избы, имел клеть (нетопившаяся часть дома, где хранилась домашняя утварь) и разнообразные хозяйственные постройки (погреба, амбары, овины и т.п.). К дому обязательно примыкал огород. Большинство изб имело площадь в 20 – 40 м 2 . При этом немалое место в избе занимала печь. В таком доме жили в среднем 8 – 10 человек.

Небольшая изба являлась главным жизненным пространством семьи, особенно в зимнее время, по- скольку это была единственная отапливаемая постройка. В зимнее время крестьяне держали здесь домашнюю птицу и молодняк скота не менее четырех месяцев в году, чтобы защитить их от холода. В очень сильные морозы в избу загоняли и взрослую скотину.

Избы топилось по-чёрному. Этот способ отопления требовал меньше дров. Однако жилое помещение не было абсолютно задымлено. Дым уходил через войлоковые окна. Но так как они не были связаны с очагом, то с дымом не уходило тепло. Наружный слой русской печки в XVII в. чаще был округлым. Более привычный в последующие века вариант горизонтального верха печи встречался редко. Хозяева дома могли спать в тепле на полатях – подвесном дощатом помосте, расположенном близко от печи, но ниже уровня дыма, скапливавшегося в помещении. Подвесной потолок отсутствовал. Были видны конёк и стропила крыши.

В русской кухне преобладали вареные, печёные блюда, так как жарить в русской печке было неудобно. Основной ёмкостью для готовки был горшок, устойчиво стоявший в печке. Хозяйка ставила и доставала тяжёлые горшки с помощью ухвата, положенного на каток. Из-за того, что это было нелегко физически, девочек довольно поздно учили стряпать. Русская печка зачастую заменяла баню – в остывающей чисто выметенной топке, прикрытой за- слонкой, мылись. Иметь свою баню мог только довольно состоятельный человек. Вёдра, корыта, бочки и прочие ёмкости для воды делались из дерева. Воду носили из колодцев или реки, бельё стирали в ре- ке, а гладили с помощью деревянного валька и рубеля.

В абсолютном большинстве домов были земляные полы. Перед праздником их выравнивали и мазали жидкой глиной, чтобы было меньше пыли. У богатых хозяев пол из расколотых пополам бревен мог занимать лишь чистую часть жилья, не доходя до предпечья и порога. Так как на земляном полу кроме мышей водились ещё и земляные жабы, то иногда хозяева держали ручного ужа, ловившего и тех, и других. Кошка в доме была обязательно. А место собак было во дворе. В жилые помещения их не пускали.

Традиционной мебелью для XVII в. были столы, скамьи и лавки. Лавка была довольно широкой и напоминала вагонную полку. Она крепилась к стене, под неё ставились короба и укладки с вещами. Лавка являлась спальным местом. Скамья имела ножки, а иногда и спинку. Её можно было ставить в любое место. Днём скамьи и лавки накрывались ткаными накидками. Большинство горожан, как и сельские жители, в то время не имели постельных принадлежностей. На лавку клали набитый соломой тюфяк, под голову – свернутую одежду, одеждой и накрывались. Отдельное место для сна – люльку – имел только самый младший в семье. В тёмное время дом освещала лучина и гораздо реже свеча. Сундук считался принадлежностью богатого дома. У бедных все необходимое хранилось в плетёных коробах. Посуда ставилась на открытые полки вдоль стен. Глиняные и деревянные миски по устоявшейся традиции имели декор внутри, а не снаружи. Это было связано еще с языческими представлениями о необходимости защиты пищи от козней злых сил.

Забота о красоте и уюте в доме была обязанностью женщин. Вышитые скатерти, наволочки, подоконники (ткань, подвешивающаяся под оконным проёмом), завесы, полотенца были обязательной принадлежностью интерьера. Эти вещи практически не были предметом торговли. Каждая хозяйка делала их сама и учила этому дочерей.

Живые цветы приносить в дом было не принято. Исключение составляла Троица, когда стены и иконы украшались ветками и цветами, а пол засыпался свежескошенной травой. Но в этом случае цветы выполняли обрядовую, а не эстетическую роль.

Так как жители Тамбова XVII в. были выходцами из многих более северных районов России, то их костюмы, говор и обряды во многом ещё несли отпечаток тех мест, откуда были родом они или их предки. Общерусского костюма не существует. Локальные особенности в одежде, особенно женской, очень сильны. В городской среде это было весьма заметно. Хотя в XVII в. служилые люди имели фор- менную одежду своего полка, степень её унификации была невелика. Качество ткани, её оттенок, детали отделки выбирал владелец. Общим был только покрой и условный цвет. Как повседневную форменную одежду не носили, берегли. Вне службы не носили и оружие.

Народную одежду отличала традиционность, т.е. выверенная веками целесообразность. Её харак- терной чертой было сохранение устойчивых традиций. В то время одежда отражала и социальное положение человека, была простой и удобной, а в чём-то и изящной. На её изготовление шли льняные и конопляные ткани, шерсть. Для отделки зимней одежды использовали шкурки белок, зайцев, лис, медведя, бобра. Тулупы и полушубки шили из овчины.



Источник: http://web.archive.org/web/20120417140731/http://www.tstu.ru/education/elib/pdf/2009/dvuzilova-a.pdf
Категория: Былое | Добавил: kuzpugonka (31.03.2017)
Просмотров: 1632 | Теги: краеведение | Рейтинг: 5.0/1
СИЛА РОДА, ПОЧЕМУ ЕЁ ЧУВСТВУЮТ НЕ ВСЕ? Читать далее 
Гребень 
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ВЛИЯНИЕ РОДА НА ВАШУ ЖИЗНЬ 

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]