Главная » Статьи » Наставления » Культура и нравственность

Гребень

ГРЕБЕНЬ 
Гребень -это бытовой и ткацкий инструмент для расчесывания (волос, шерсти, волокна, пряжи) и прядения. Нынче к гребешкам и расческам относятся в первую очередь как к вещи функциональной, наши же предки,исстари,наделяли сей важный предмет мужского и женского обихода - обережными, магическими свойствами. Основная "обержная сила" таится в  зубьях гребешка. В народе считалось,что нечисть можно отогнать различной "колючестью", тому пример, использования в защитных целях древесины:можжевельника,боярышника,шиповника... Кусты боярышка принято было высаживать живой изгородью вокруг дома,а ветви прятали у входа в дом, в окнах.Цель та же, обережная- оградить своё пространство от проникновения: недоброжелателей, колдовства, порчи, хворей. "Сила" гребешка  множится наличием на нем обережной символики, тотемных изображений... зависит от вида древесины и от человека, который его изготовил, с какими помыслами и напутствием. Посему, чаще всего, гребни резали и дарили близкие люди: отец (дед) - дочери(внучке), жених -своей суженной и т.п.
Надо заметить, что гребень считался главным оберегом скота от волков. На «волчьи» («велесовы» святки, позже Рождество) женщины не прикасались к гребням и держали их сомкнутыми, чтобы тем самым замкнуть пасть волку. Соединяли гребни и когда терялся скот, дабы уберечь его от волчьих зубов. Этот же прием изредка применялся против колдовства, порчи и болезней. В Полесье, когда в доме заболевали человек или животное, хозяйка выносила гребень ивешала его на цветущую грушу или яблоню, где он должен был пролежать две недели, после чего им расчесывали больного, мыли и затем использовали по назначению. Корни этого обряда уходят в глубокую старину. Вероятно, изначально обряд был обращен к Мокоши, богине земли, плодородия и женской колдовской силы, и в своем обращении женщина просила послать ей Берегинь, чтобы они отвели от ее дома болезни, хвори и несчастья.
В родильных обрядах гребень служил символом женской Божественной силы и если мальчику перерезали пуповину на топоре, то девочке это делали на гребне. Перед первым возрастным посвящением (позже перед крещением) повивальная бабка передавала мальчика куму через порог, а девочку - через гребень, положенный на порог. Новорожденному ребенку гребень клали в колыбель на спокойный сон. 
Не случайно и в народных сказках гребень наделяется магической магической силой, помогает героине в борьбе со "злой силой".
 В сказке нет ничего случайного, ни один предмет не появляется в ней просто так, в том числе и гребешок. Например в сказке «Медведко, Усыня, Горыня и Дубыня-богатыри» герой использует гребень по назначению: «Названые братья его на охоту ушли, а он настряпал-наварил, чего только душа захотела, вымыл голову, сел под окошечко и начал гребешком кудри расчесывать». Или в другой сказке, где девица спасаясь от ведьмы, бросает поочередно волшебные предметы, в том числе и гребешок. Гребешок выростает дремучим, непролазным лесом на пути нечистой силы.
Почему же гребень приобретает такую важность в обрядах? Во-первых, этот предмет напрямую связан с волосами, а волосы в крестьянской культуре – это источник силы. Не случайно считалось, что волосы как особая часть человеческого тела обладают особой магической функцией в мифологических сюжетах, например в ветхозаветном сюжете о Самсоне и Далиле. 
У славян также считалось, что волосы требуют особого к себе отношения. Волосы были предметом особого внимания – их нельзя было выкидывать и сжигать, нужно было хранить их в укромном месте иил зарывать, считалось, что иначе у того, кому эти волосы принадлежат, будет болеть голова. Повсеместно у славянских народов был распространен обычай не стричь ребенку волосы, пока он не достигнет годовалого возраста. А словенцы даже считали, что волосы детям не стоит стричь до достижения ими семи лет. 
Гребень, как один из символов женской природы,  упоминается в русских быличках, где по сюжету русалки расчесывают свои длинные волосы гребнем из рыбьих костей. Близка к русалкам с этой точки зрения оказывается и пермятская шишига, которая «обитает преимущественно в озе¬рах и прудах... по виду напоминает взрослую женщину. Одежды у ней нет, на голове имеет длинные волосы, которые она нередко чешет гребнем, выходя на землю из воды…»



Источник: http://Ок.ру
Категория: Культура и нравственность | Добавил: kuzpugonka (28.03.2017)
Просмотров: 509 | Рейтинг: 5.0/1
Семейный ужин - больше, чем еда 
Как искать предков в архиве? 
Почему одни русские фамилии заканчиваются на «-ин», а другие – на «-ов»? 

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]