Главная » Статьи » Тамбовщина » Былое

КУЛЬТУРЫ КОЧЕВЫХ НАРОДОВ ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА НА ТЕРРИТОРИИ ТАМБОВСКОГО КРАЯ

КУЛЬТУРЫ КОЧЕВЫХ НАРОДОВ ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА НА ТЕРРИТОРИИ ТАМБОВСКОГО КРАЯ

Скифы, савроматы, сарматы Скифская культура включает как самих скифов (ираноязычный народ, с кочевым укладом жизни), так и ряд народов, попавших под их влияние. Распространялась в степной и лесостепной зонах Север- ного Причерноморья и Северного Кавказа в VII – III вв. до н.э. Для скифской культуры характерны кур- ганные захоронения. Мужские захоронения обычно содержат определённый набор оружия (бронзовые наконечники стрел, железные кинжалы и мечи, копья, боевые топоры) и конского снаряжения. Бронзо- вые котлы, навершия, зеркала с петельками и столбиками-ручками в центре диска, распространениезвериного стиля в искусстве являются выразительными элементами культуры. Особенность скифов на лесостепной территории – наличие множества городищ и поселений, что связано с оседлым образом жизни. К середине III в. до н.э. скифская культура исчезает с вторжением в Северное Причерноморье сарматских племён. На территории Тамбовщины известны находки скифских мечей акинаков с почко- видными или бабочковидными перекрестиями (Жердевский, Инжавинский, Петровский и другие рай- оны). Влияние скифской культуры сказывалось на керамике городецкой культуры – украшения горло- вин сосудов проколами под венчиком. Такая посуда найдена на Давыдовском городище, при раскопках холма Голдым и на других памятниках. Савроматская культура. Ранний период в истории сарматов (VII – IV вв. до н.э.) связан с савромат- скими племенами. Ареал савроматской культуры – левобережные донские, поволжские и приуральские степи. Савроматы представляли большую группу древних племён, родственных скифам Северного Причерноморья. Долгое время родина савроматских племён оставалась неизвестной. В результате ар- хеологических исследований установлено, что местом формирования савроматской культуры являлись в VI в. до н.э. степи Нижнего Поволжья и Приуралья. В связи с кочевым укладом её носителей Савро- матская культура представлена только погребальными памятниками. Она является одним из звеньев в цепи культур степей Евразии (скифо-сибирского мира) с обычным для них вооружением, снаряжением коня и распространением памятников искусства, выполненных в традициях скифского звериного стиля. Особенностью культуры являются погребения женщин-жриц, сопровождающиеся особым набором вещей (костяные туалетные ложечки, каменные блюда на ножках и оружие). Эти погребения подтвер- ждают свидетельства древних авторов об особом положении женщин в обществе савроматов. Свиде- тельством пребывания савроматов на территории Тамбовской области являются мечи, которые часто находят на юге области. Отличительная особенность этих мечей – украшение почковидного перекре- стия зеркальным изображением клювов и глаз орла. Сарматская культура (III в. до н.э. – III в. н.э.) сменила савроматскую. Её носители кочевые ираноя- зычные племена. Сарматы оказали сильное влияние на культуру окружающих её народов. Сарматские памятники исчезают после вторжения готов. На территории Тамбовской области известны как случай- ные находки предметов сарматского вооружения, так и сарматские погребения. Случайными находками вооружения, как правило, являются находки мечей-акинаков. По внешнему виду они разделяются на мечи с навершиями в виде классических серпов или рожек (ранний этап культуры), навершиями в виде кольца (средний этап) и без навершия (поздний этап). Графская курганная группа. В 1992 г. Н.Б. Моисеевым в одном кургане обнаружено захоронение сарматского воина, содержавшее серебряные перстень, пряжку и фрагменты сосуда, костяную пласти- ну, железные наконечники стрел, нож, меч, фрагменты кольчуги, каменную точильную плиту, гончар- ный кувшин. Погребение датируется II в н.э. Пичаевский курган. В 1989 г. Н.Б. Моисеевым в одной могиле обнаружено захоронение сарматской женщины с мелкими пастовыми бусами. 2.5.2. Половцы Половцы (кипчаки, киманы) – кочевой тюркоязычный народ, входивший в IX – начало XI в. в Ки- макский каганат (Юго-западная Сибирь). С середины XI в. половцы заняли восточно-европейские сте- пи, до начала XIII в. совершали постоянные набеги на русские земли. В 1068 г. происходит первое на- шествие половцев на Русь. В сентябре половцы в битве на Альте разбили войско Ярославичей и разори- ли южнорусские княжества. В ноябре Святослав Ярославич, имея 3 тысячи ратников, разбил 12 тысяч половцев в битве на р. Снови. После этого военные походы половцев на русские земли (нередко в союзе с кем-то из князей) приобретают регулярный характер. Государство половцев не имело аппарата управ- ления, налоговой системы, специального войска. Весь вооружённый народ и был войском. Источники доходов: скотоводство, частично земледелие, грабежи соседних народов, откупы и торговые пошлины с проходивших караванов. В начале XII в. половцы были вытеснены Святополком Изяславовичем и Владимиром Мономахом на Кавказ, за Волгу и Дон. После смерти Владимира Мономаха (1125) вновь стали активно участвовать в междоусобной борьбе русских князей. Затем, с 1190-х гг., наступил недолгий период мирного сосуще- ствования и частичной христианизации половецкой знати. В 1223 г. во время битвы на р. Калке полов- цы выступали в союзе с русскими князьями и вместе с ними потерпели поражение от войск Чингисхана. После европейского похода Батыя 1236 – 1242 гг. как самостоятельная политическая сила пересталисуществовать. Основная их часть вошла в состав тюркского населения Золотой Орды. Археологическая культура половцев представлена малыми курганами южнорусских степей и впу- скными погребениями в насыпях более ранних периодов. На территории Тамбовской области половцы оставили следы пребывания в виде изваяний (баб) из мягких пород камня (песчаник, известняк), а также из гранита. Статуи найдены в Мордовском, Ржаксинском и Мичуринском р-нах. Они изображают умерших воинов, богатых женщин и условно передают обобщённый образ половца с типичным овалом лица, традиционно сложенными на животе руками или с сосудом в руках. Их помещали на могилах воинов, на высоких скифских курганах, перекрёстках дорог, им поклонялись и приносили жертвы. Кур- ган с погребением половца был исследован в 1988 г. экспедицией под руководством Н.Б.Моисеева в Первомайских парных курганах. Находки каменных половецких изваяний в Доно-Хопёрском междуречье и в бассейне Хопра свиде- тельствуют о том, что половцы хорошо освоили этот район. Здесь были их кочевья, летние и зимние по- селения.



Источник: http://web.archive.org/web/20120417140731/http://www.tstu.ru/education/elib/pdf/2009/dvuzilova-a.pdf
Категория: Былое | Добавил: kuzpugonka (31.03.2017)
Просмотров: 834 | Теги: краеведение | Рейтинг: 5.0/1
КАК НАЙТИ ХОРОШУЮ ЖЕНУ 
РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ. ИСТОРИЯ И ФАКТЫ. ЗА И ПРОТИВ 
ИСТОРИЯ РОДА. Читать далее 

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]